Участники TLDCON 2015 обсуждают влияние программы New gTLD на традиционный доменный бизнес
Главной темой первого дня работы TLDCON 2015 стали новые домены верхнего уровня. Сегодня во всех новых общих доменах зарегистрировано почти 7 миллионов имен. Всего делегировано чуть меньше 700 доменов, и более чем в половине из них идет открытая регистрация. Отметку в 100 тысяч регистраций преодолели 10 доменов.
Оправдались ли ожидания новых регистратур, регистраторов и самой корпорации ICANN? В конце июня ICANN сообщала, что показатели регистраций в новых общих доменах верхнего уровня оказались существенно ниже запланированных: в начале 2014 года корпорация прогнозировала 33 миллиона регистраций, результат середины 2015 года оказался почти в 5 раз меньше. Примечательно, что в принятом бюджете ICANN на следующий финансовый год понятие «ожидаемого числа регистраций» вообще отсутствует.
Но пессимизм ICANN разделяют далеко не все регистратуры и регистраторы. Например, представители двух российских регистраторов, RU-CENTER и 101 Домен, которые активно включились в программу New gTLD, оценивают первые результаты программы весьма позитивно. Так, Сергей Горбунов из RU-CENTER отметил, что для российских регистраторов новые домены верхнего уровня оправдали ожидания: «У нас продлевается 60% новых доменов, и это сопоставимо с доменом .РФ в первый год работы». По мнению докладчика, несмотря на небольшое количество регистраций в каждом отдельном новом домене, в целом они дают неплохие цифры для регистратора, который может предложить клиенту широкий ассортимент доменов. Денис Ротанов (101 Домен) отметил, что наиболее успешны домены, регистратуры которых отличаются грамотным построением маркетинговой компании и хорошей организацией рекламы своих доменных зон.
Такого же мнения придерживается и Микаэла Круден из Afilias, но, в отличие от российских коллег, европейская регистратура пока недовольна результатами программы: «Ожидания не совсем оправдались, мы предполагали, что уровень регистраций в новых доменах будет выше». Одной из причин этого стала не всегда продуманная маркетинговая и рекламная программа отдельных регистратур, а также неполная готовность регистраторов. Это подтвердил и доменный консультант Даниель Эйзенхат: «Крупные регистратуры типа Afilias или Donuts использовали все возможные ресурсы для продвижения «своих» новых доменов, и это дает результаты. А большинство остальных новых доменов оказалось в гораздо худшем положении, и это закономерно».
О российском детском домене .ДЕТИ рассказал Денис Жилин. «Детский Рунет – это почти 2% от «взрослого». Поэтому мы просто обязаны были создать специальное пространство для детей и подростков», - рассказал Денис Жилин (.ДЕТИ). Домен .ДЕТИ привлек внимание и самих детей и педагогического сообщества благодаря тому, что он позволяет точно позиционировать контент в информационном поле.
Участники второй секции, посвященной новым доменам – «New gTLD vs вторичный рынок. Что выберут пользователи» – отметили, что увеличение числа доменов верхнего уровня практически не повлияло на общее число регистраций доменных имен: скорее, произошла перераспределение регистраций и некоторое их количество «мигрировало» в новые домены. Далеко не все компании, работающие на доменном рынке, удовлетворены ситуацией с новыми доменами. Так, Андрей Савельев, представляющий компанию Домены.рф, настроен по отношению к новым доменам очень радикально: «Я не знаю пока ни одной крупной сделки на вторичном рынке с новыми доменами, в новых зонах пока нет ни одного крупного проекта». С ним не согласился Максим Альзоба, который рассказал о развитии городских доменов .MOSCOW и .МОСКВА. К регистрации доменных имен в этих доменах проявили интерес многие компании и организации, работающие в Москве, и домены стабильно растут. Роберт Гледенов (SaleNames) отметил, что сегодня наблюдается рост вторичного рынка доменных имен, «белый рынок» доменных имен в России – это 5 миллионов долларов в год, а «серый рынок», по его оценке, в два раза больше.
Рост доменного пространства предъявляет новые требования и к компаниям, которые обеспечивают стабильность и надежность работы интернета, занимаются строительством и эксплуатацией инфраструктуры сети, предоставляют услуги регистратурам и регистраторам. Участники секции «Новые бизнесы бэкенд- провайдеров» обсудили, как работают крупнейшие инфраструктурные компании в новых условиях и на какие вызовы им приходится оперативно реагировать. Например, для RIPE NCC серьезным вызовом стал «интернет вещей», для которого уже в самое ближайшее время потребуются миллионы IP-адресов. Эту проблему с легкостью решает переход на IPv6, но, как оказалось, к использованию IPv6 не готовы конечные пользователи.
О новых услугах MSK-IX рассказал Павел Храмцов. Он отметил, что одна из крупнейших европейских точек обмена трафиком MSK-IX реагирует на постоянно меняющиеся требования рынка очень оперативно, развивая самые современные услуги, например, DNS-хостинг и открытый DNS-резолвер. Компания предлагает своим клиентам и целый набор дополнительных услуг и сервисов.
Еще одной темой секции стало обеспечение безопасности в доменном пространстве. Большую работу в этом направлении ведет Технический центр Интернет, уже давно сотрудничающий в этом направлении с рядом крупнейших российских компаний.
Завтра конференция TLDCON 2015 продолжит свою работу.